Что такое метафизика и сможет ли она победить науку

В 1930-х группа ученых и философов собралась вместе, чтобы уничтожить метафизику. Так называемый Венский кружок обвинял учение в «псевдо-утверждениях»: наборам слов, которые на первый взгляд кажутся утверждениями, но на поверку оказываются фальшивкой. Почти 90 лет спустя «воз и ныне там». Чему верить – науке или философии – в материале «Футуриста».

То, что после физики

За более чем 2000 лет после завершения Аристотелем «Метафизики» некоторые из «псевдовысказываний» наука успела опровергнуть, но все еще остается много метафизических вопросов без ответа: что такое сознание, есть ли у человека свободная воля, почему есть добро и зло? И пока мы не сможем на них ответить, у метафизики будет законное право на статус царицы в пантеоне человеческих знаний.

Буквальное значение слова «метафизика» – «то, что после физики». Именно так Андроник Родосский назвал 14 работ, следующих за тем, что сейчас называется «Физикой» Аристотеля. В Стэнфордской философской энциклопедии говорится, что это название было предназначено для студентов и служило предупреждением, что «Метафизику» следует читать только после того, как они разберутся с «Физикой».

Но сам Аристотель не считал «Метафизику» чем-то вторичным – для него, напротив, она стояла в начале всего. При этом Аристотель ни разу не использовал слово «метафизика», вместо этого он называл ее «первой философией» или «первой наукой». Метафизика идет перед всеми другими разделами, потому что занимается первыми и основополагающими принципами (причинами) жизни.

Но если метафизика выше по иерархии физики, значит ли это, что ее роль – рождать вопросы, на которые мы впоследствии сможем ответить в физическом мире?

Чем больше ответов, тем больше вопросов

Ряд ученых и философов утверждают, что наука либо уже ответила на все метафизические вопросы, либо вот-вот ответит, и что тем самым наука лишает метафизику всякого смысла. Далеко не один только Венский кружок указывал на ненужность метафизики, но и современные нам публичные личности, например, физик Стивен Хокинг или астрофизик Нил Деграсс Тайсон отзываются об этом разделе философии с пренебрежением.

На видео портала Big Think Билл Най , телеведущий и популяризатор науки, отсылает нас к фундаментальным вопросам о сознании, когда язвит: «Уроните молоток себе на ногу и посмотрите, заметите вы это или нет».

Тем не менее, вопросы о природе и сущности сознания и все вытекающие из них, упомянутые Биллом («Откуда мы знаем, что мы знаем?», «Осознаем ли мы то, что осознаем?», «Реальна ли реальность?»), пока не получили полного ответа со стороны науки. Даже если допустить, что абсолютно все будет в конце концов объяснено наукой, – мнение, которое приписывают ученым, – мы все же многое можем выиграть от интеллектуальной свободы, которую дает метафизика.

Статья по теме

Когда будет следующая революция: модели циклической истории

Бесспорно, науке удалось найти изящные объяснения для многих фундаментальных вопросов метафизики. Нейробиология помогает обнаружить, где именно в мозгу находится область, известная в философии как «теория разума». Эксперименты с использованием нейровизуализации мозга демонстрируют, что наши решения уже приняты «за нас» задолго до того, как нам кажется, мы делаем сам выбор, а понятие «свободной воли» устроено гораздо сложнее. Научный взгляд на приматов помогает объяснить, как, возможно, появились нормы морали, помогающие определить, хороши или плохи люди по своей природе, или и то, и другое?

Но, как вам скажет любой хороший ученый, ответы только порождают новые вопросы. В то время, как наука помогает нам подобраться к ответу максимально близко, метафизика помогает поставить под сомнение тот самый ответ, как только мы его находим.

Самый главный вопрос

Статья по теме

Четыре стихии — миф, который нельзя развенчать

Глубочайшие проблемы метафизики будут актуальны до тех пор, пока наука не выработает «теорию всего». Пока нам не удастся примирить квантовую механику с теорией относительности, мы не сможем сказать, что у человечества есть одно единственно точное описание реальности. Пока мы не сможем интегрировать трудную проблему сознания в наше объяснение реальности, у нас не будет права подшучивать над теми, кто подвергает сомнению реальность. И до тех пор, пока мы не найдем ответы на все эти вопросы, мы можем продолжать спрашивать, а что есть реальность?

Метафизика обеспечивает безопасное пространство для интеллектуальных изысканий, иначе говоря, чистый холст, где человеческое любопытство может свободно выражать себя. В начале каждого научного процесса стоит фундаментальный вопрос, зачастую метафизический по своей природе. Как сказал профессор философии Роберт Делфино, «наука предполагает ненаучные формы познания», и роль «первой философии» – изучать эти ненаучные предположения.

Оригинал статьи

Комментарии