Проект «Милтон-Кинс»: как за полвека около Лондона создали искусственный город будущего

Великобритания запустила проект Милтон-Кинса в середине шестидесятых в 70 километрах от столицы на месте обычных деревень. А сейчас там автоматизируют движение на трассах и вкладывают миллионы фунтов в технологии, которые изменят страну.

Город без центра и светофоры с интеллектом

К 60-м годам XX века окраины Лондона интенсивно распухали от хаотичной застройки и растущего населения. Пытаясь решить вопрос с нагрузкой на столицу, власти Великобритании в какой-то момент дошли до радикального плана и запустили разработку города с нуля. Место выбирали, внимательно изучая ландшафт и удобство расположения. В итоге остановились на 88 квадратных километрах в графстве Бакингемшир на равном удалении от Лондона, Кембриджа, Оксфорда и Бирмингема. Название взяли у одной из местных деревень.

Когда журналисты рассказывают про Милтон-Кинс, они всегда используют два главных факта о его планировке. Первый − она полностью задумана как единый проект с системой сетчатых квадратов-районов, которые доступно соединены друг с другом шоссейными трассами на одинаковом расстоянии. Для того, чтобы максимально разгрузить дороги, в изначальный план заложено глобальное разделение автомобильных трасс и места для пешеходов/велосипедов. Спустя пятьдесят лет после изначального плана Милтон-Кинс несколько раз расширялся с нарушением своих принципов, но в целом до сих пор остается успешным кейсом о том, как сделать передвижение по городу удобным для всех категорий граждан.

С сентября дорожную сеть Милтон-Кинса ждет новая революция. На парковках, площадях, основных трассах установят 2500 камер и датчиков движения. Все это для внедрения светофоров на искусственном интеллекте, которые будут анализировать загруженность трафика в реальном времени и управлять им. В развитие технологии город и инвестиционные фонды вложили около 20 млн фунтов.

Проект, который называется VivaMK, реализует стартап Vivacity Labs. «Внедряя Искусственный интеллект в камеру, мы создали систему, которая точно анализирует ситуацию о дорогах и рассказывает о ней, устраняя необходимость в громоздкой ручной работе и уменьшая вероятность ошибки человеческого фактора», − рассказывает главный технический специалист Vivacity Labs Ян Лу.

Второй главный факт из рассказов про Милтон-Кинс − это идеи городского теоретика из Калифорнии Мелвина М. Веббера, которыми вдохновлялись архитекторы проекта. Веббер считал, что городам больше не нужно стягивать всю активность к единому центру, а будущее за равномерным распределением возможностей по всему городу. Милтон-Кинс построен так, что каждый район в нем одинаково удобен, доступен и развит. Помня о беде лондонских окраин, группа разработчиков использовала свои сетки дорог в том числе для того, чтобы равномерно порезать на части всю территорию. В МК, конечно, тоже есть свой центр, но там просто сконцентрированы офисы и самый длинный в Европе торговый центр (3 мили).

Очень зеленый и очень скучный

Милтон-Кинс предельно напичкан зеленью, и этот пункт город всегда поддерживает особенно внимательно. Парки, озерные комплексы и линии ровных пушистых деревьев вдоль трасс и парковок вписаны в каждый район так, чтобы придать им немного индивидуальной прелести, но при этом не оставить без природы ни один дистрикт. Десять лет назад в Милтон-Кинсе было 20 миллионов деревьев, а когда-то тут на полном серьезе существовало правило «Ничего не строить выше самого большого дерева». Правда, затем его несколько раз нарушили для новых офисных центров.

Привыкнуть к философии Милтон-Кинса непросто. Почти весь город выглядит одинаково: ухоженная трасса, пешеходная зона, аккуратные ряды авто вдоль парковок, домики в два-три этажа и аллеи выстриженных крон. Ощущение консервированной среды − пожалуй, самое большое отличие при анализе любого естественного города и запланированного, каким является Милтон-Кинс. Экс-президент Королевского Института городского планирования Фрэнсис Тиббальдс, изучив МК, заявлял, что это место «ригидное, мягкое, стерильное и категорически скучное».

На претензии в «искусственности» город вряд ли ответит что-то весомое. Зато может повернуть спор в другую парадигму и рассказать, что благодаря всему этому Милтон-Кинс − чуть ли не самое развивающееся место Великобритании. Там все чаще строят штаб-квартиры гиганты вроде «Мерседеса», «Фольцвагена» или «Сузуки». Там наиболее высокий рост рабочих мест в стране. И там первыми запускают многие новые технологии для развития городской среды.

Кино с запахом и поезда с настроением

«Меня очень удивила вода, она была у меня по всему лицу. Даже захотелось вытереть ее. Это было круто!», − радостно говорил в камеру BBC британец средних лет.

В феврале 2015-го в Милтон-Кинсе открылся первый для Британии кинотеатр формата 4DX. Это когда для дополнительных ощущений зрителям раскачивают кресла, распыляют запахи кофе, пороха, цветов и разбрызгивают воду из пульверизаторов, синхронизируя все это с сюжетами фильмов. Жители МК уже привыкли, что новые технологии страна проверяет именно на них.

Это происходит не только потому, что в город стекается все больше инновационных компаний, а местные власти активно развивают любые программы от частных стартапов до национальных проектов, − но и потому, что именно в Милтон-Кинсе аудитория наиболее готова к переменам. Так, согласно исследованием социологов, там заинтересованы в беспилотных авто на своих дорогах почти две трети всех опрошенных − это в два раза выше, чем в остальных частях страны.

Два года назад в Милтон-Кинсе впервые запустили беспилотные авто на улицы. Электрокар Lutz Pathfinder разрабатывался компанией RDM Group совместно с оксфордскими учеными. Он разгоняется до 24 км/ч и проезжает без подзарядке до 64 км.

Беспилотный транспорт − очень важное направление для перспектив британской экономики. И именно Милтон-Кинс постепенно становится основным центром Великобритании по теме изучения транспорта. Первые такие машины на улицах Милтон-Кинса для теста в реальных условиях запустили еще в сентябре прошлого года. Город стал основным центром Великобритании по теме изучения транспорта. Не так давно правительство запустило по всей стране Catapult centres − лаборатории исследования технологий в различных сферах для того, чтобы затем использовать их в бизнесе. Именно Милтон-Кинсу отдали часть Transport Systems. Кроме развития беспилотных электрокаров там разрабатывают, например, программу планирования транспортных маршрутов − для сокращения задержек и экономии топлива. Или, например, изучают алгоритмы, по которым можно составить карту настроений пассажиров поезда в реальном времени, просто анализируя, о чем те прямо сейчас пишут в соцсетях по дороге.

В 2016 году Милтон-Кинс стал участником государственной программы Go Ultra Low Cities − одним из восьми городов Британии, которым правительство выделило средства на развитие инфраструктуры для электромобилей. Цель этих инвестиций − довести количество электрокаров на дорогах Великобритании до 100 тысяч. МК досталось 9 млн фунтов из общего фонда в 40 млн, и эти деньги пойдут на создание в городе образовательного центра, где жителям расскажут о том, почему надо использовать транспорт с низким уровнем выброса выхлопных газов.

Город, который знает о себе все

Все-таки главное направление Милтон-Кинса сейчас − развитие MK:Smart. Это проект по сбору максимума данных о работе всех основных городских систем: транспорт, поведение граждан, водопровод, энергетика, развлечение и другие. Для получения информации о себе город использует датчики, показания спутников, записи с камер наблюдения, социологическую статистику.

Самое важное − власти Милтон-Кинса хотят использовать эти данные не только для собственных управляющих целей, но и выдать доступ к ним каждому горожанину. Водители узнают, где в радиусе полукилометра есть свободные места на парковке. Домохозяйки поймут, как выгодно использовать воду и нагревательную систему в своей квартире. Бизнесмены получат выкладку о том, что жители чаще всего выбирают в кафе, супермаркетах или парках развлечений.

Директор по стратегическому развитию в городском совете Джефф Снелсон рассказывает: «У нас есть датчики на мусорных контейнерах, которые показывают, когда они заполняются, на местах для парковки, в городских парках для контроля уровня загрязнения почвы и воды в прудах».

Для более качественного внедрения аналитики MK:Smart город готов предоставлять изученные данные и частными компаниями. Муниципальный совет считает, что так они только улучшают экономическую ситуацию Милтон-Кинса. Например, в числе партнеров есть международная IT-компания из Индии Tech Mahindra, который открыла в городе свое представительство еще 15 лет назад. «Мы использовали данные о воде, энергии и телекоммуникации в городе, а также перейдем к менеджменту рек, мусора, транспорта и образования», − перечисляет сферы вице-президент компании Упенддра Дхармадхари. Кроме этого Tech Mahindra изучает социальные сети для оценки эффективности общения властей с гражданами и даже контролирует уличное освещение в районе своего офиса.

«Мы не строим дома, мы строим сообщество», − говорил про Милтон-Кинс один из коллег Снелсона. И это наиболее точная формулировка для описания этого места.

Комментарии