Все переплетено: как антиутопии влияют на нашу жизнь
В XXI веке антиутопии не только говорят о страхах человека, но и напрямую влияют на нашу жизнь, а символы борьбы за свободу и права из книг, фильмов и сериалов становятся символами протеста в реальности. «Футурист» вспоминает несколько примеров из прошлого и настоящего, когда антиутопии вливались в жизнь и протестное движение.
Кто следит за Большим Братом?
Одна из самых известных антиутопий – «1984» Джорджа Оруэлла остается актуальной и в наше время. Социологи говорят о том, что в Америке за последний год возросли ее продажи, связывая это с избранием Дональда Трампа президентом. А российские лингвисты находят общее между выступлениями политиков и новоязом Оруэлла (подробнее – в книге «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Кронгауза).
И это несмотря на то, что «1984» говорит не о будущем, как это часто бывает, а о прошлом: о тоталитарных государствах XX века с единоличным правителем, жесткой системой и отсутствием личных свобод граждан. Большой Брат (герой романа, правитель государства Океания) стал нарицательным именем именно для тоталитаризма и несвободы.
В 1998 году в США была создана ежегодная премия Большого Брата, вручаемая государству или крупной компании за грубые нарушения неприкосновенности частной жизни человека. Премию присуждает не правительство, а независимые эксперты: журналисты, ученые, общественные деятели, поэтому «заслужить» ее может, к примеру, полиция, государственная компания или крупная международная, такая как Google, Facebook или Acxiom.
В XXI веке своя «Big Brother Awards» есть и во многих других стран (в России нет). Зато наша страна эту премию получала: последний раз в 2012 году в Чехии. Российская Федерация выиграла в номинации «Международный шпион» за планы по влиянию на содержание социальных сетей и введению цензуры в интернете.
Маска Гая Фокса как бренд
Самая растиражированная маска протеста, копирующая черты средневекового анархиста-террориста Гая Фокса, узнаваема сейчас по всему миру. Через комиксы писателя Алана Мура, но главным образом через фильм-антиутопию «V – значит вендетта», который был более популярным и политизированным (многие увидели в нем критику политики Буша), маска просочилась в интернет, став символом организации хакеров «Анонимус», а затем и на улицы городов.
Тысячи людей в масках Гая Фокса выходили на улицы Нью-Йорка во время акции «Захвати Уолл-Стрит», направленной против экономического неравенства. Это был первый случай по-настоящему массового использования таких масок. Затем то же самое произошло в Лондоне. Даже сам основатель Wikileaks Джулиан Ассанж надел ее во время акции «Оккупируй Лондонскую биржу». В год этих протестов маска стала самым продаваемым товаром на Amazon.com.
После Нью-Йорка и Лондона люди в масках стали появляться на улицах Мумбаи, Гонконга, Мадрида и Киева. А в мае 2013 года правительство Саудовской Аравии, испугавшись влиятельного образа, предусмотрительно объявило ее вне закона.
Так маска Гая Фокса стала брендом и символов фактически любого протеста, позабыв о своих анархических корнях.
Жест Китнесс Эвердин: свобода, равенство, братство
Жест с поднятыми вверх тремя пальцами из романа-антиутопии «Голодные игры» (который позже был экранизирован) стал символом реальных протестов против произошедшего 22 мая в Таиланде военного переворота. Было создано военное правительство, введен комендантский час и цензура в СМИ, распущен сенат, фактически перестала действовать Конституция.
Хотя митинги были запрещены, а протестующих арестовывали, люди все равно выходили на улицы. Жест из «Голодных игр» стал неофициальным символом сопротивления. Вот что написал в твиттере один из протестующих: «Дорогие "Голодные игры". Мы теперь используем ваш знак как свой собственный. Наша борьба настоящая. Спасибо».
В фильме жест используется для выражения солидарности и прощания с близкими людьми, а затем становится знаком протеста против тоталитарного режима Капитолия. Некоторые протестующие в Таиланде считают символ также отсылкой к легендарному девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство».
«Рассказ служанки» и Дональд Трамп
«Рассказ служанки» — сериал, вышедший в 2017 году, экранизация романа-антиутопии Маргарет Этвуд о тоталитарном государстве — Республике Галаад. Помимо основных черт антиутопического строя, есть одна важная особенность — женщины приравнены к вещам, только одна из ста способна зачать ребенка, фертильные женщины в государстве принадлежат командорам (члены правительства), они рожают детей для своих «хозяев» и их жен, не способных к зачатию. Служанки не имею личной свободы, носят красные плащи и белые чепчики.
13 июня 2017 года протестующие против законопроекта о запрете абортов пришли на слушание в сенат штата Огайо в таких же красных робах и белых чепчиках. Так они не только привлекли повышенное внимание общественности и СМИ, но и явно заставили сенаторов почувствовать себя дискомфортно в окружении «служанок». Такой же прием использовали польские активистки во время визита Дональда Трампа в Варшаву.
twit text
— Spam 4 Trump (@Spam4Trump) 14 июня 2017 г.
Видео с кадрами из сериала, которые идеально ложатся на выступления Дональда Трапма
Женщины протестовали против сексистских взглядов и риторики американского президента, который своим визитом и приемом на высшем уровне добавил легитимности политике польского правительства в отношении женщин: правящая партия выступает за полный запрет и криминализацию абортов в Польше.
Комментарии