Почему мы на самом деле не любим мигрантов

Всему виной оставшийся в организме человека с давних времен защитный механизм от инфекций и других потенциальных опасностей. Когда-то он был жизненно важным, но теперь часто играет с нами злую шутку.

Почему мы на самом деле не любим мигрантов

Ученые утверждают, что отвращение, неприязнь и желание человека отстраниться от «другого» — это результат действия оставшегося в организме еще с давних времен инстинкта, который помогал человеку уберечь себя от опасных инфекций, пишет издание The Atlantic.

Поведенческая иммунная система — так называется механизм, который издавна заставляет нас избегать непохожих на нас людей, предполагая, что они могут быть источником возбудителей болезней. Именно из-за нее мы подсознательно отталкиваем людей, например, с родинками на лице, или же тех же мигрантов — если кто-то слишком не похож на нас, организм включает защитный рефлекс.

Как этот «подсознательный щит» появился в организме человека и как он нас на самом деле зачастую обманывает, объяснили психологи Дэмиан Муррэй (Damian R. Murray) из Тулейнского университета (США) и Марк Шаллер (Mark Schaller) из Университета Британской Колумбии (Канада). Их статья опубликована в журнале Advances in Experimental Social Psychology.

Иммунная система помогает организму защищаться в основном от тех патогенов, с которыми он знаком. Вспомним, например, что когда европейцы впервые появились на землях Америки, они заразили местных жителей оспой, коклюшем и другими болезнями, с которыми раньше организм индейцев никогда не сталкивался, а значит и иммунитета к ним не было.

Впрочем до сих пор, когда мы отправляемся отдыхать в экзотическую страну, наш организм с трудом воспринимает местную воду и пищу, поэтому часто туристы страдают от диареи.

Но между последствиями этой подсознательной защиты «тогда» и «сейчас», есть большая разница. В чужеземцах организм всегда видел угрозу. Причем не только потому, что они могли быть заразными, но и из-за предположения, что у «чужаков» могут отличаться представления о правильной еде и сексуальных отношениях, а это тоже может нести с собой опасность.

Но сейчас дела обстоят несколько иначе. Современная медицина позволяет нам спокойно взаимодействовать с людьми из самых разных уголков мира, однако наша бдительная поведенческая иммунная система не знает о достижениях медиков и по-прежнему тщательно сканирует каждого человека, и старается заставить нас держаться от него подальше.

И как только организм замечает хоть что-то незнакомое, неважно, опасно это на самом деле или уже давно нет, возникает чувство отвращения. И в этом иммунной системе помогает мозг. Что именно происходит в организме, когда обнаружена потенциальная опасность при виде «чужака», описал психолог Дэвид Амодио (David M. Amodio) из Университета Нью-Йорка.

Во-первых, так называемое миндалевидное тело в мозгу (отвечает за формирование эмоций) останавливает все реакции. Человек замирает, присматривается, а его организм фактически готовится к атаке.

Во-вторых, если человек не нравится организму, может появиться ответная реакция из островковой доли мозга, которая вызывает чувство глубокого отвращения.

Почему иммунитет нас обманывает

Зачастую поведенческая иммунная система играет с нами злую шутку. Она по-прежнему слишком чувствительна и не «знает» о том, что многие опасности, в том числе благодаря развитию медицины, уже не актуальны. В некоторых случаях из-за ее бдительности мы вовсе страдаем сами.

Исследования показали, что в том числе работой поведенческого иммунитета вызвана тошнота беременных на протяжении первого триместра. Организм просто пытается оградить женщину от возможных опасностей, круг которых во время беременности расширяется. Более того, ученые обнаружили, что у женщин в начале беременности развивается этноцентризм и ксенофобия.

Проведя другое исследование ученые показали еще один пример того, как чувство отвращения обманывает нас, пытается оградить организм от того, что считает опасным для организма. Люди отказывались есть шоколадные батончики, если они были сделаны в форме… фекалий. Даже если знали, что это на самом деле конфета.

Несмотря на то, что поведенческая иммунная система направлена на то, чтобы защищать нас, порой ее действия приносят не просто неудобства, а настоящий вред.

Например, в 2014 году страх перед иностранцами, которых стали считать главными разносчиками Эболы, заставил жителей многих деревень полностью закрыться от внешнего мира. В результате пройти к ним не смогли даже медики. Кроме этого, ученые отмечают, что люди, у которых слишком сильно развита поведенческая иммунная система, как правило интроверты. Но их скрытность может плохо сказаться на здоровье.

«Существует множество исследований, демонстрирующих, что социальная изоляция негативно сказывается на здоровье в будущем», — говорит Муррей.

Другими словами, если человек избегает инфекционных заболеваний, отстранившись от других людей, его с большей вероятностью настигнут другие недуги, связанные с пребыванием в одиночестве. Например, сердечные заболевания.

Причем тут политика

Как показало исследование Шаллера, чем хуже состояние здоровья человека, тем больше он начинает сторониться «чужих» и ассоциировать людей других национальностей с потенциальной опасностью. Соответственно, чем хуже обстоят дела со здоровьем населения страны, тем сильнее в ней развиты ксенофобские настроения.

Другой эксперимент также подтверждает слова ученых: одним канадцам показали снимки инфекционных заболеваний, а другим — автокатастроф и других подобных опасностей. После этого испытуемых спросили, как они отнеслись бы к мигрантам из Монголии. Те, кто смотрел до вопроса на «инфекционные снимки» оказались куда более враждебно настроенными.

Таким образом, предполагают ученые, можно объяснять политические настроения людей. Правда они оговариваются, что ксенофобия не всегда связана именно со страхом заболеть. Зачастую это страх перед физическим насилием.

«Как-никак угроза заболевания — это всего-лишь одна из нескольких ярко выраженных угроз, которая может иметь значение для межэтнических предубеждений и политических взглядов. Существует множество исследований, демонстрирующих, что ксенофобия в отношении «чужих» часто становится следствием страха насилия», — говорит Шаллер.

Не удивительно, что националистические настроения растут, когда мы смотрим ролики, рассказывающие или показывающие насилие со стороны мигрантов. Теперь же мы знаем, что это объясняется действием защитных механизмов нашего организма. И это знание вполне успешно может использоваться политическими силами для продвижения своих идей.

Оригинал статьи

Фото: The guardian

Комментарии