Социолог Григорий Юдин: «У каждого есть неотъемлемое право требовать равенства и возможности управлять своей страной»

События выходных заставили общество задуматься о природе протестных движений в России и о векторе их движения. Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических Наук (Шанинки), в разговоре с «Футуристом» рассказал об основных причинах и следствиях оппозиционных настроений в российском обществе.

Григорий Юдин

Что из себя представляет российское протестное движение и с чем это связано? Какие исторические предпосылки/аналоги существуют?

Не надо искать здесь никаких сложностей. Российское протестное движение, на самом деле, представляет само себя. В России сложилась система власти, которая несправедлива и несвободна. Несправедлива – потому что основана на гигантском неравенстве и демонстративном присвоении народных богатств элитами, а несвободна – потому что эти элиты узурпировали власть и отказываются сменяться, мы уже семнадцать лет видим одни и те же лица. В России это мало кому нравится, но кто-то полагает, что протестовать – не метод, а у кого-то кончается терпение, и он выходит на улицу. Эти люди представляют самих себя – у каждого из них есть неотъемлемое право требовать равенства и требовать возможности управлять своей страной, и они пользуются этим правом.

Если бы у нас был нормальный парламент, то их представляли бы в парламенте депутаты. Но мы имеем ситуацию, в которой на улицы выходят десятки тысяч человек, а у них в двух палатах парламента нет ни единого представителя – никого, кто озвучил бы их вопросы и требования. Поэтому этим людям остается говорить за себя за самим.

Можно ли считать современные марши зарождением нового движения или запоздалым продолжением тренда 2011-2012 гг?

Проблема, которая вывела массы на улицы в 2011 году, никуда не делась – те же самые люди остаются у власти, и за это время они стали еще богаче и еще презрительнее к закону. События 2011 года были связаны с тем, что общество осознало, что коррумпированные элиты будут держаться за власть до конца, и нет никакого закона, который бы им в этом помешал. Сегодня мы вступили в предвыборный период – через год эти элиты попробуют удержать власть ещё на шесть лет, и массы вновь пытаются дать им обратную связь теми способами, которые им доступны.

Мотив остаётся прежним, это демократический мотив: «каждый из нас является частью народного суверенитета, а значит, каждый имеет право на то, чтобы его не презирали». Но вместе с тем, в этом демократическом движении есть и изменения. Во-первых, многие отмечают, что оно становится моложе. Во-вторых, что от него откалываются старые лидеры, которые сами когда-то были частью власти и потому надеялись договориться с нынешними правителями. Теперь на первый план выходят по-настоящему безвластные – те, кто никакой власти никогда не имел. Может быть в дальнейшем обнаружатся и отличия в тактических целях.

Почему митинги начались сейчас?

Россияне митингуют уже как минимум шесть лет – Вы справедливо вспоминаете о движении 2011-2012 годов. Да, сейчас мы впервые с декабря 2011 года получили всероссийскую акцию – впервые удалось объединить людей в разных городах страны одной целью благодаря появлению избирательных штабов Алексея Навального. Но вообще россиян сложно упрекнуть в нежелании митинговать. Напомню, что в 2012 году Кремль поставил вопрос очень просто: он дал понять, что будет полностью игнорировать все мирные уличные протесты. А значит если вы хотите добиться, чтобы вас услышали, то вам остается только заставить сделать это силой.

Конечно, это наиболее радикальный вариант – все же обычно правительства в мире стараются не доводить протестующих до мысли, что единственный их шанс быть услышанными состоит в том, чтобы организовать революцию. К примеру, во Франции люди наверняка знают, что массовая мирная демонстрация почти наверняка окажет на власти реальное давление. Россияне, наоборот, понимают, что это вряд ли что-то даст, к тому же акции здесь обычно запрещают, так что появляется дополнительный риск попасть за решётку. Для таких непростых условий в России очень немалый уровень протестной активности.

Связано ли это с тем, что наше общество так долго догоняет запад в плане демократических ценностей?

Идеология, согласно которой существует какой-то «демократический Запад», который мы постоянно догоняем, только сбивает с толку. Во-первых, «Запад» как единое целое существует только в нашем воображении. На самом деле это множество очень разных стран с разными политическими системами. Во-вторых, во многих из этих стран очень большие проблемы с демократией. Скажем, в США на исторических президентских выборах в 2016 году половина вообще не приходит на участки. Во Франции обе ключевые партии сегодня полностью потеряли доверие избирателей.

Повсеместно люди не верят политикам и не хотят с ними связываться – это кризис либеральной демократии, и он очень похож на тот, с которым мы сталкиваемся в России, нам очень знакомо это презрение к политике и политикам. Кто кого догоняет – мы их или они нас? Это бессмысленный вопрос. Нам давно пора перестать за кем-то гнаться и на кого-то ориентироваться, и вместо этого задуматься о том, как мы хотим устроить свое общество.

Комментарии