Обнаружена самая далекая черная дыра за всю историю астрономии

Астрономы Университета Карнеги-Меллон обнаружили самую далекую черную дыру из когда-либо наблюдаемых. Она находится на расстоянии 13 миллиардов световых лет от Земли и появилась, когда Вселенной было всего пять процентов от ее современного возраста – примерно через 690 миллионов лет после Большого Взрыва.

Найденная черная дыра J1342+0928 в 800 миллионов раз больше массы Солнца. Она находится в центре супер яркого диска орбитального газа в центре галактики, образуя объект, известный как квазар. Квазары являются самыми яркими объектами во Вселенной, а некоторые из них излучают в тысячи раз больше света, чем крупные галактики.

Статья по теме

Астрономы засняли «будущее» Солнца

Сами черные дыры не излучают света. Свет возникает в результате разрастающегося вокруг черной дыры диска из пыли и газа, вращающегося на огромной скорости и производящего огромное трение по мере того, как он вытягивается массивной гравитационной силой черной дыры в центре.

J1342+0928 настолько древняя, что может рассказать ученым об эпохе реонизации в истории Вселенной.

Сразу после Большого Взрыва Вселенная стала темным горячим стремительно расширяющимся «супом» космических масштабов. Расширяясь, она охлаждалась, заставляя протоны и нейтроны объединяться в ионизированные атомы водорода. Примерно через 240-300 тысяч лет после Большого Взрыва эти атомы водорода притянули электроны, образовав нейтральный водород.

Статья по теме

Астрономы открыли экзопланету, нарушающую теорию возникновения планет

В тот период свет мог свободно перемещаться по Вселенной, так как он больше не рассеивался свободными электронами.

Это происходило до тех пор, пока гравитация не начала стягивать вместе первые звезды и галактики в заполненной водородом пустоте. Вскоре после этого, согласно современным теориям, нейтральный водород попал под воздействие ультрафиолетового света новорожденных звезд, галактик, квазаров или всех сразу.

Этот эффект реионизировал большую часть водорода Вселенной, разделив его на протоны и электроны. Примерно через один миллиард лет после Большого Взрыва процесс реионизации был завершен. А вот когда он начался, астрономам только предстоит выяснить.

Фото: astronomynow.com