Что будет, если не спать

В 1965 году семнадцатилетний школьник по имени Рэнди Гарднер бодрствовал в течение 264 часов. Это 11 дней. Он хотел узнать, как бы он смог обойтись без сна. На второй день пропала резкость зрения. Затем он перестал узнавать предметы на ощупь. На третий день Гарднер утратил контроль над настроением и координацией. К концу эксперимента он с трудом мог сосредоточиться, испытывал проблемы с краткосрочной памятью, появились параноидальные расстройства и галлюцинации. И хотя Гарднер восстановил силы без долгосрочного вреда для психологического и физического здоровья, потеря сна обычно чревата гормональным дисбалансом, заболеваниями, а в особо серьезных случаях – смертью.

Ученые только начинают понимать, зачем мы вообще спим, но точно ясно одно: спать необходимо. Взрослым требуется семь-восемь часов ночного сна, а подросткам – около 10 часов.

Статья по теме

Что будет, если не есть 7 дней?

Как это работает

Мы испытываем сонливость благодаря сигналам от организма мозгу о том, что мы устали, а также благодаря внешним сигналам о том, что на улице стало темно. Повышение концентрации вызывающих сон веществ, таких как аденозин и мелатонин, вызывает у нас легкую сонливость, которая затем становится глубже, от чего замедляется дыхание и частота пульса, а также расслабляются мышцы. В ходе глубокого сна происходит восстановление ДНК, наши клетки восполняют утраченную энергию.

А если не спать?

Стоит нам лишиться сна, как это скажется на учебе, памяти, настроении и скорости реакции. Бессонница может вызвать воспалительные процессы, галлюцинации, повышенное кровяное давление, с ней даже связаны диабет и ожирение. В 2014 году заядлый футбольный болельщик умер после бодрствования в течение 48 часов из-за просмотра матчей Чемпионата мира. И хотя преждевременная смерть наступила в результате инсульта, в ходе исследования было обнаружено: хронический недосып – менее 6 часов сна в сутки – приводит к увеличению риска инсульта в 4,5 раза по сравнению с теми, кто спит в течение 7-8 часов в сутки.

Те, кто не спят всю жизнь

Для очень немногих людей, имеющих редкое генетическое заболевание, бессонница – это ежедневный кошмар. Данное состояние известно как фатальная семейная бессонница. Организм больного находится в состоянии непрерывного бодрствования, человек не может обрести успокоение во сне. Проходят месяцы, годы, болезнь прогрессирует, наступает деменция (слабоумие) и смерть.

Статья по теме

Что будет, если не ходить в туалет 47 дней. История одного наркоторговца

Почему нам плохо без сна

Почему лишение сна может причинять такие неимоверные страдания? Ученые полагают, что это происходит из-за накопления продуктов жизнедеятельности в мозге. В часы бодрствования клетки заняты переработкой источников энергии, которые, распадаясь, производят различные побочные продукты, включая аденозин. По мере накопления аденозина возникает желание спать, известное как сонливость. Кофеин способен блокировать действие аденозина.

В мозге также скапливаются и другие продукты жизнедеятельности, и если от них не избавляться, то вся их масса может перегрузить мозг. Считается, что это приводит ко многим негативным симптомам лишения сна. Так что же происходит в нашем мозге во время сна в целях их профилактики?

Ученые обнаружили нечто, что назвали глимфатической системой - механизм очистки, который наиболее активен во время сна. В нем задействована спинномозговая жидкость, вымывающая токсичные продукты, которые скапливаются между клетками. Недавно в головном мозге были также обнаружены лимфатические сосуды – проводящие пути клеток иммунной системы. Они также важны для очистки от побочных продуктов жизнедеятельности.

Пока ученые продолжают исследовать механизмы восстановления во сне, мы должны помнить, что сон – это наш долг, если мы хотим сохранить рассудок и здоровье.

Источник: TED