Почему людей волнует сексуальная жизнь политиков и актеров

В последнее время в мире не утихает волна обвинений, связанных с сексуальными домогательствами и изнасилованиями. Продюсер Харви Вайнштейн, актеры Кевин Спейси и Бен Аффлек, режиссер Ларс фон Триер и многие другие знаменитости и политики были обвинены в приставаниях к коллегам и прочих сексуальных злоупотреблениях. Бизнесмены из Кремниевой долины опасаются, что обвинение в харассменте может положить конец их карьере и отказываются от деловых встреч тет-а-тет с женщинами или переносят их из ресторанов в конференц-залы. Почему секс-скандалы так влияют на жизнь общества и как культурные трансформации изменяют отношение к сексуальным скандалам - в материале «Футуриста».

Зачем нам чужая постель: культура и психология


Харви Вайнштейн

Самоутверждение. Французский философ Мишель Фуко писал о биополитических тенденциях общества. Под этим он подразумевал, что общество подразделяет людей на две разные группы: одна группа считается образцовой и нравственной, а другая – аморальной. Чаще мы склонны относить себя к первой, «чистой» группе. Подглядывание за чужой личной жизнью помогает нам в определении собственной идентичности. Когда мы осуждаем чье-то поведение, мы маркируем человека как «чужака» и убеждаемся в своем моральном превосходстве.

Переопределение социальных норм. Культуролог Джейн Артурс в книге «Телевидение и сексуальность» пишет, что секс-скандалы заслуживают столь пристального внимания аудитории благодаря своей двойственности. С одной стороны, они связаны с нарушением принятых или наложенных ограничений, особенно с точки зрения социальной приемлемости. С другой стороны, они связаны с переопределением социальных норм. По мнению Джейн Артурс, секс-скандалы реализуют механизм проекции, описанный Зигмундом Фрейдом. Он заключается в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям. В патриархальном обществе «нормой» принято считать гетеросексуального моногамного индивида- и многим приходится подстраиваться под этот шаблон, подавляя бессознательные желания. В случае, когда публичная персона не вписывается в эти стандарты, зрители и медиа возвышаются над ней, стыдя и осуждая ее – тем самым они побеждают собственную «темную сторону».

Статья по теме

Почему нас так волнует личная жизнь звезд

Исследовательница сравнивает секс-скандалы с карнавалом. Главная отличительная черта карнавала – это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот», пишет культуролог Михаил Бахтин. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей, сливаются высокое и низкое, допустимое и недопустимое. В случае с секс-скандалами политики и актеры временно становятся обычными людьми, нарушая тем самым принятый социальный порядок.

Социальная ответственность. Сексуальный скандал затрагивает сферу социальной ответственности. В книге «Почему личная жизнь – это еще не все: феминистские размышления о личной ответственности» философ права Анита Аллен сформулировала теорию «личной подотчетности». Она оспорила утверждение философа Джона Милля, что люди подотчетны обществу за действия, которые затрагивают других, но не их самих. Аллен утверждает, что действий, которые действительно касаются только индивида, на самом деле не существует: «как личности, пары, семьи и общности мы живем, опутанные сетью ответственности за собственное поведение – это касается и интимных отношений, связанных с сексом, здоровьем, воспитанием детей, финансами и другими вопросами, обычно называемыми личной жизнью». Аллен полагает, что эта подотчетность является повсеместным, общим ожиданием, императивом и даже обязательством, и она может распространяться на лиц, с которыми у нас есть личные связи, и даже на людей, не имеющих к нам отношения.

Статья по теме

«Кто не с нами, тот против нас»: почему мозг делит мир на своих и чужих

Тест на профпригодность. Психологи предполагают, что повышенный интерес к личной жизни политиков и знаменитостей вызван тем, что их сексуальное поведение способно раскрыть некоторые личные качества – в том числе, связанные с профессией.

«В сексе мы проецируем себя: стремления, травмы, чувства и скрытые аспекты личности, не выраженные в нашей повседневной жизни. Сексуальное поведение отличается от личных фантазий и склонностей, ведь поведение – это действие. Оно может говорить, каким будет человек в государственной должности», – утверждает психолог Бренди Энглер.

По ее мнению, сексуальное поведение способно раскрыть такие черты, как честность и способность к самоконтролю, а также отношение человека к власти и его самооценку. Например, в случае с политиком, уличенным в неверности жене, избиратели предполагают, что он не способен выполнить предвыборные обещания и может быть подвержен влиянию лоббистов. В случае, когда человек, наделенный властью, склонен к сексуальным злоупотреблениям, таким как домогательства и изнасилования, эта проблема встает особенно остро. Власть сама по себе сексуализирована, что влияет на поведение человека. Исследования показывают, что власть увеличивает уверенность человека в его сексуальной привлекательности. Психологи полагают, что изнасилования и харассмент не имеют ничего общего с сексом – они демонстрируют отношение индивида к власти и ощущение безнаказанности.

«Определяющий момент в насилии - баланс власти. Важно, чтобы у человека была возможность отказаться от общения или уйти, и чтобы он осознавал эту возможность. Необходимо, чтобы оба партнера были в равной ситуации. Есть ситуации, которые по определению ставят людей в ситуацию отсутствия баланса власти. Это большая разница в возрасте, социальный статус (например, учитель — ученик). Кроме того, если женщина находится в квартире (палатке) с мужчиной, она может сам этот факт воспринимать как потенциальную опасность. В таком случае баланс власти смещается», - утверждает Марина Васильева, корреспондентка «Делового Петербурга» и соавторка YouTube-канала «Феминистки поясняют».

Скотт Клемент, обозреватель Washington Post и специалист в области публичной политики, показывает, что сексуальные скандалы, связанные с американскими политиками в целом сокращают шансы переизбрания на ту или иную должность. С 1974 года наблюдалось 39 громких сексуальных скандалов с участием конгрессменов, сенаторов или президентов США. Все они были мужчинами. Чаще всего сексуальные скандалы были связаны с изменами или домогательствами. Только 39% были переизбраны после скандала, связанного с изменой, домогательствами или использование услуг проституток. Остальные ушли в отставку, не участвовали в выборах повторно или проиграли гонку. В целом, политики задерживаются на своих рабочих местах в течение примерно двух лет после скандала.

От адюльтера до харассмента: эволюция секс-скандалов


Эдуард VIII и Уоллис Симпсон

Хотя история сексуальных скандалов разнообразна, она во многом зависит от культурных реалий. Например, от влияния церкви на жизнь общества. Одним из самых знаменитых сексуальных скандалов XX века была попытка британского короля Эдуарда VIII жениться на разведенной американке Уоллис Симпсон. Так как король являлся главой англиканской церкви, он не мог вступить в брак с женщиной, ранее состоявшей браке. Эдуард VIII принял решение отречься от престола. История его внучатого племянника, принца Чарльза, который является наиболее вероятным претендентом на британскую корону, закончилась не столь драматично. После развода с Дианой Спенсер он смог жениться на своей давней любовнице, Камилле Паркер – правда, церемония проходила в гражданском, а не церковном порядке. Это показывает, что церковь несколько ослабила влияние на британское общество.


Джон Кеннеди и Мэрилин Монро

История США богата на сексуальные скандалы. Случаи совращения малолетних, а также супружеские измены привлекали внимание общественности во все времена. Однако обвинения в сексуальных домогательствах приобрели вес лишь в XX веке, с развитием феминистического движения.

«То, что сейчас кажется огромной волной, на самом деле - всего лишь вершина айсберга. Харассмент - это ситуация, в которой власть имущий пользуется своим положением. Такие ситуации, к сожалению, были и будут всегда. Наказания за домогательства стали возможны благодаря общественному консенсусу. Отдельные обвинения всплывали и раньше - однако домогатели не несли за это наказание, так как проблему не воспринимали всерьез. Сейчас она вышла в США на уровень широкого обсуждения - не в последнюю очередь благодаря феминистическому движению», - комментирует Татьяна Никонова, феминистка, журналист и блогер, активистка сексуального просвещения.

В XVII-XIX веках были распространены обвинения в отношениях с чернокожими рабынями – однако это подавалось не как сексуальное домогательство, а как акт, недостойный высокопоставленного лица. Репортер Джейн Грей Швейшхельм в мае 1850 года обвинила сенатора Дэниэла Вебстера в отношениях с чернокожими женщинами: «Его любовницы как правило, если не сказать всегда, цветные женщины – некоторые из них похожи на большие черные лепешки, такие же уродливые и вульгарные, как и он сам». Сенатор Ричард Ментор Джонсон не был переизбран из-за отношений с рабыней Джулией Чинн, к которой он относился как к жене и от которой имел детей. Он смог стать вице-президентом лишь после ее смерти в 1833 году. Сенатор Генри Хаммонд был обвинен в гомосексуализме, а также в отношениях с несовершеннолетними девочками: это были как рабыни, так и его собственные племянницы. Ему пришлось покинуть пост в 1846 году, однако через 10 лет скандальный политик смог вернуться в Сенат.


Сенатор Генри Хаммонд, обвиненный в педофилии

Сексуальные домогательства получили широкую огласку во второй половине XX века, с развитием второй (1970-е гг) и третьей (1990-е гг) волн феминизма. Вторая волна затрагивает широкий спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьей, рабочим местом и репродуктивными правами и продолжается до сих пор, сосуществуя наравне с третьей. Успешные кампании феминисток 1970-х годов вывели проблему женской дискриминации на уровень общественного обсуждения и законодательного регулирования. Отдельного закона о харассменте в США нет, однако суды опираются на закон 1964 года о гражданских правах, запрещающий дискриминацию на рабочем месте по принципу расовой принадлежности, вероисповедания, пола или происхождения. В 1976 году сексуальные домогательства были впервые признаны формой дискриминации: две афроамериканки доказали в суде, что их несправедливо уволили после того, как они отвергли приставания руководителей. А в 1980-х американская Комиссия по равным возможностям трудоустройства (EEOC) составила свод правил, определяющих, что именно является сексуальным харассментом, а что — нет.

​​Бывший генеральный директор Uber Трэвис Каланик, покинувший пост после завершения разбирательств в отношении компании по обвинениям в домогательствах и сексизме

Высокопоставленные чиновники, обвиненные в сексуальных злоупотреблениях, начали покидать свои посты. Так, Эрни Конню, член Палаты представителей США в 1987 году был отправлен в отставку за неоднократные проявления неуважения к своим сотрудницам. Например, он попросил свою помощницу переместить бейджик, потому что тот, по его мнению, привлекал внимание к ее груди. После этого инцидента он заявил: «Она была не слишком хорошо сложена». В другой раз политик коснулся колена лоббистки Полли Минор во время обеда. Ранее другой член палаты представителей, Уэйн Хейс, лишился должности за приставания к секретарше Элизабет Рейн. Она утверждала, что руководитель мешал ее работе: «Я не могу печатать, я не могу подавать документы, я даже не могу ответить на звонок». С 1990-х годов по настоящее время обвинения в харассменте стали регулярными. Сенатор Брок Адамс в 1992 году был обвинен восемью женщинами в домогательствах и изнасилованиях. Адамс отрицал обвинения и уголовного преследования не было – но баллотировался на переизбрание он не стал. А в 1995 году сенатор Роберт Паквуд покинул свой пост после того, как 29 женщин выступили с заявлениями о сексуальных домогательствах, злоупотреблениях и нападениях. Он отвергал все обвинения, что противоречило дневникам, в которых он похвалялся своими сексуальными похождениями. Более серьезного наказания чиновники не понесли.

«В том, что именно в 2017 году поднялась волна обвинений в харассменте, сыграли роль два фактора: готовность общества об этом говорить и случайность», - полагает Марина Васильева. «История с Харви Вайнштейном оказалась настолько громкой, что люди начали вспоминать о подобных случаях в своей жизни (а они были у многих). И конечно, примеры Гвинет Пэлтроу и Анджелины Джоли вдохновили заговорить о домогательствах многих из тех, кто раньше опасался»


Ивана и Дональд Трампы

Сексуальный скандал может носить и политическую подоплеку, полагают эксперты.

«То, что в США именно сейчас стали массово вскрываться факты, свидетельствующие о сексуальных злоупотреблениях знаменитостей, может говорить об антипрезидентских настроениях. Общественность желает исключить поведение, которым прославился Дональд Трамп, из многих сфер жизни», - комментирует Татьяна Никонова.

В 2016 году ведущие газеты США опубликовали истории четырех женщин, которые утверждали, что Дональд Трамп, который в то время являлся кандидатом на пост президента, приставал к ним без их согласия и отпускал в их адрес грубые комментарии. Трамп отверг эти обвинения, назвав их фейковыми. Президента обвиняют в домогательствах не впервые. Так, его бывшая жена Ивана Трамп во время развода утверждала, что Дональд насиловал ее (впоследствии эти обвинения были отозваны), а давняя знакомая миллионера Джилл Харт в 1997 году подавала иск о сексуальных домогательствах. Несмотря на то, что дело было улажено во внесудебном порядке, Харт никогда не отказывалась о своих слов.

Возможна ли такая ситуация в России?

Необходимо понимать, что данная ситуация специфична для США - в России она вряд ли возможна в ближайшее время.

«Отдельные скандалы случаются, но реакция на них очень противоречива. Когда вскрылась ситуация с "Лигой школ", где учителя приставали к несовершеннолетним, многие заявили, что 15-летние девушки сами спровоцировали насилие. В нашем обществе пока еще сильна склонность к обвинению жертвы», - утверждает Татьяна Никонова.

Представления многих людей о сексуальном насилии за сотни лет мало изменились, говорит Марина Васильева, видеоблогер и участница феминистского движения.

«Как в ветхозаветном праве у евреев, так и в Воинском уставе Петра I, решение о том, произошло ли насилие, принималось, исходя из того, слышал ли кто-то, как жертва кричала. И свод законов в 1842 году включал как необходимые условия следы побоев, "изорванное платье", "кровавые знаки, синие пятна", и опять же, наличие криков и их свидетелей. На таком уровне харрасмент, считался нормальным и никаких скандалов, с ним связанных, быть не могло», - утверждает эксперт.

Когда люди слышат данные ВОЗ о том, что каждая третья женщина в мире (35%) на протяжении жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны партнера, они не воспринимают эту цифру всерьез, говорит Васильева. Насилием считают только проникающий половой акт, притом что насильником в представлении таких людей может быть только незнакомый человек. На самом же деле травму может нанести и сексуальное домогательство, особенно пережитое в детском возрасте. В результате таких действий секс у человека, который подвергается насилию, ассоциируется с ситуацией подчиненности, отвращения. Васильева приводит в пример книгу «Домоводство» (1960), в которой пишут: «После совершения интимного акта с женой, вы должны позволить ей пойти в ванную, но следовать за ней не нужно, дайте ей побыть одной. Возможно, она захочет поплакать».

Комментарии